Свобода воли

 

Почему неожиданно 24 декабря на Болотную площадь вышли митинговать тысячи москвичей? Ведь вышли не шахтеры или таджики, не крестьяне или водители. Вышли интеллигентные, образованные люди, многие из которых живут выше среднего уровня в России. Чего же им не хватает?

А не хватает свободы выбора. За них все решили не только с личностью президента, но и с курсом страны. За них до этого насильственно решили все с ВТО, с ЕГЭ, со школьной реформой и т.п. За них все решают, когда кто-то из высокопоставленных чиновников сбивает пешеходов или случайно убивает человека. За них уже все решили в распределении уровня богатства и власти в стране. Да, живется демонстрантам относительно неплохо, но, как выясняется, величайший дар Бога – свобода воли и свобода выбора ценится человеком больше многих других благ.

Аналогичная причина стала почвой для изменения власти всех старых режимов в Северной Африке. Мы не будем сейчас обсуждать, кому и зачем нужно было ускорить изменение ситуации. Мы отметим, что ничего бы у внешних сил не получилось, будь у народа целостное желание продолжать жить при старых режимах. Но его не было. У народов северной Африки во второй половине ХХ века постепенно забрали свободу выбора, давая при этом все больше информации о таком выборе в других странах, поэтому они и поддержали перевороты, хотя их материальное положение вряд ли улучшится, а политическая стабильность теперь им только снится.

Насколько важно оставлять человеку свободу изменения окружающего мира в соответствии с собственными желаниями? Это важно настолько же, насколько важно давать человеку дышать. Ибо жизнь – это свободное движение, а нежизнь – закостенелая структура. И, будь она даже бриллиантом, она все равно – нежизнь.

Этого часто не понимается и на бытовом, житейском уровне. Часто можно услышать жалобы родителей на детей, мы, мол, создали для них все условия, определили их учиться в престижные университеты, дали им среду общения в высшем свете. А они? Неблагодарные. Все бросили и ушли от нас. Куда? Куда подальше – пошли за свободой: в хиппи, в наркотики, в алкоголь, в неизвестность. А куда им было уходить, когда общество им не дает никакой свободы выбора в соответствии с собственными способностями, когда нет социального лифта, когда за них все заранее решили взрослые? Свобода воли часто становится дороже здоровья и даже жизни.

И история блудного сына не всегда заканчивается так благостно, как в Библии.

Именно из благополучных дворянских и купеческих семей ушли в революцию многие повзрослевшие дети. Это был их бунт против закостенелой социальной жизни царской России.

И этот бунт против золотой клетки повторяется в истории человечества многие тысячи лет. Достаточно вспомнить историю Будды, который был единственным сыном в царской семье.

Есть два сладких для каждого человека искушения в этой жизни: деньги и власть. Они перетекают друг в друга, но имеют и самостоятельную для человека ценность. Поэтому наслаждение властью может вполне заменить удовольствие от богатства. Это как Инь и Ян – хотя в нашем мире есть мужчины и женщины – это разные миры.

Что дают деньги? В первую очередь свободу выбора реализации собственных желаний. А что дает власть? Возможность навязывать свою волю другому человеку. И вот, как-то забывается, что каждый родитель обладает почти абсолютной властью над собственными детьми. Пока они беззащитны, несамостоятельны, неумелы они полностью зависят от воли родителей. В их власти покормить или не покормить ребенка вовремя, уложить его спасть в девять вечера или разрешить играть до полуночи, взять с собой на море или оставить бабушке, купить желанную игрушку или нет. До выхода в самостоятельную жизнь, для учащихся в вузах этот возраст продолжается и после двадцати родители властвуют над детьми. А после выпуска из ВУЗа? В наше время, когда молодые зарабатывают изначально очень мало, когда у них нет жилья, и они не могут нанять няньку для ребенка, они по-прежнему зависят от родителей. И речь идет не о злых родителях, которые наслаждаются мучениями детей, речь идет о ЛЮБЯЩИХ родителях. Ведь кроме мелкой власти они желают власти над судьбой своих детей. Они хотят, чтобы дети также воспринимали мир, политику, любили то же, что любили они сами и ненавидели то, что ненавидят родители. Все мы родители, загляните в свое подсознание, и вы найдете в основе привязанности к детям немалую доли желания властвовать над их жизнью, их мыслями и чувствами.

Да, любящие родители в мечтах видят детей успешными, богатыми, живущими правильно… по своим собственным критериям. И стараются вырастить из ребенка свое улучшенное продолжение. А если ребенок – личность другого плана? Если у него другая судьба и другие предпочтения? То тут может зайти все очень далеко, так далеко, что Иван Грозный убивает в порыве гнева своего сына, Петр Первый убивает своего сына обдуманно, а Тарас Бульба – яростно, как предателя. «Я тебя породил, я тебя и убью!» – эта формула сидит (спрятанная глубоко в подсознании) в душе многих родителей, как крайняя мера пресечения неповиновения.

С Петром и Тарасом все понятно, там была политика. А в обычной жизни? За более чем 20 лет почти неограниченной власти родители привыкают к ней, как к наркотику. Маленький ребенок смотрит снизу вверх на своих родителей, как на богов. Они все знают и умеют, они все имеют и могут. И родители привыкают к этому обожанию, к этой зависимости, к этой преданной любви. И когда повзрослевшие дети показывают свой характер и даже начинают бунтовать, мир рушится в глазах родителей. Еще вчера они были почти богами, а сегодня стали врагами собственным детям. Разве можно это спокойно пережить? И как минимум начинается обычное нытье: «мы его кормили и поили, а он неблагодарный от нас отвернулся». Причем, чем успешнее родители, чем больше ресурса в их руках, тем дольше держат они своих детей в зависимости, тем дольше наслаждаются своей властью. Некоторые дети смиряются с этим и разменивают свою свободу (свою власть над своей жизнью) на деньги. Обычная история. Но если денег немного или личность ребенка сильная, то происходит разрыв отношений. Это все индивидуально.

Проблема «отцы и дети» извечная и нет универсальных решений на все случаи жизни. Но родителям необходимо постоянно напоминать, что их дети еще и дети Бога и у Бога на них свои планы. Нужно напоминать, что свобода воли – самое важное для любого человека, кем бы он ни был. И помнить, что наслаждение властью над детьми – недостаток, с которым нужно постоянно бороться. Безусловно, более опытные родители могут и должны постоянно помогать и учить своих детей. Но это очень тонкая материя – учеба без изъятия воли, обучение без лишения самостоятельности.

Как правило, страдают от родительской власти самые маленькие и слабые. Если в семье два ребенка – то младший, а если один – то он «за все в ответе». И, как правило, от папочек страдают дочки, а от мамочек сыночки.

В прошлом, когда у крестьян были большие семьи, то младший оставался часто «в утешение» старикам, отсюда и сказка «Мальчик с пальчик». Некоторых это вполне устраивало – они оставались до смерти родителей инфантильными. Да и какая уж там была воля в крестьянской жизни? Все было заранее предопределено и регламентировано семейными и общинными традициями. А сегодня? Сегодня перед любым ребенком потенциально открыты любые дороги к любым вершинам. И примеров успешного восхождения на олимпы власти, славы и богатства пресса подкидывает постоянно пачками. И сегодня выбор у детей огромен, если общество не лишает их этого выбора искусственно.

Вернемся к политике.

Советская власть продержалась так долго еще и потому, что она дала возможность ЛЮБОМУ ребенку из деревни стать тем, кем он хотел. Достаточно посмотреть в БСЭ биографии лучших советских ученых, руководителей и артистов. Большинство из них поднялось из деревенской и рабочей среды. И эта же советская власть рухнула, как карточный домик, когда элита закрыла в 80-е годы почти дороги наверх молодежи снизу.

После перестройки в 90-е годы, несмотря на полный развал социальной и экономической жизни народ терпел пьяного Ельцина потому, что в то время можно было создать свой бизнес, уехать за границу, добиться всего самостоятельно. Это была свобода воли для всех инициативных людей, а именно они и начинают все перемены в обществе. Остальные терпели эти времена еще и потому, что видели – да, им плохо, но их детям и внукам дан шанс подняться в этой жизни до любых высот.

И вот, спустя 20 лет бурных перемен в России опять наступил застой и отсутствие возможности действовать в соответствии с собственной волей. Элита не пускает наверх чужаков, социальные лифты не работают, свой бизнес начать почти невозможно, перспектив вырваться из привычного круга проблем почти никаких.

А как мы уже обсуждали (http://suhonos.trinitas.pro/category/natsionalnaya-ideya), для русского человека одним из важнейших и краеугольных камней его жизни является ВОЛЯ. Воля осуществлять свою волю. Вторым краеугольным камнем является Справедливость. А разве может быть справедливость без возможности справедливо выбирать свой путь. Воля + Справедливость дают Единство народа. «Воля, Справедливость и Единство» – вот триада идеальной социально жизни для русского человека, которая для него более естественна, чем западная триада «Свобода, Равенство и Братство».

В советские годы приоритетом была Справедливость, поэтому воля оставалась в тени и направлялась партией и правительством в нужные каналы. Это давало в принципе Единство, которое и позволило победить в войне и выйти в космос.

В последние двадцать лет на первое место вышла Воля, а справедливость была отодвинута в угол. Видно, дефицит воли был настолько велик, что нужны были эти 20 лет «вольной жизни». Сегодня чиновники практически забрали волю и не вернули социальную справедливость. И о каком Единстве может мечтать при этом Единая Россия?


Запись опубликована в рубрике Национальная идея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

14 комментариев: Свобода воли

  1. Хорошо, если потребность в выражении воли является осознанной. А то сдается мне, что она индуцирована внешними факторами, и человек, особенно в толпе, свободой воли не обладает

    Цитировать
  2. Это правильно, и Вы правы: если жизнь не имеет глубины, то конфликт «отцов и детей» имеет непрерывный характер, которому нет конца и края: у каждого поколения своя воля, своя справедливость, и «кучковатое единство» тоже свое, но эти «свое» так похожи друг на друга, хотя и разнесены во времени, принадлежа разным поколениям. И никто не учится на чужих ошибках.
    И только из глубины рождаются такие правила, которые способны преодолеть этот извечный конфликт «свободы». Какая свобода, если мы пользуемся таблицей умножения?
    Все сходится к тому, что и в «политике» достигнут предел: без действительной глубины – распад-смерть. Но эти «узкие врата», уже как свое следствие, рождают свою волю-единство-справедливость…

    Цитировать
  3. Между волей своей и волей других людей существует тонкрая грань равновесия, которая позволяет расрыться каждой личности во благо других личностей.
    И Вы правы, века проходят, а поиск этой грани остается.
    И в каждое время свои специфические проблемы.

    Цитировать
  4. А Вы можете дать определение воле?
    Спасибо
    ИР

    Цитировать
    • Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.

      Такое определение дает Википедия.
      Как мы видим, для русского человека одно и тоже слово означает два диаметрально разных понятия. Воля – как необходимость управлять своими желаниями. И воля – как свобода проявлять свои желания.
      Эту тему, если вы помните, мы уже разбирали в дискуссии по поводу национальной идеи.

      Но если еще раз сосредоточиться на этом понятии, то оказывается, что воля может быть индивидуальной, направленной только на ограничение своих желаний и воля может быть коллективной, когда, например, руководитель направляет действия коллектива в нужное ему русло. Может быть воля еще и коллективная, когда социум проявляет свои желания в виде референдумов, например.
      Воля, как понятие свободы проявлять свои собственные желания, с одной стороны почти аналог понятия свободы, а с другой стороны показывает некоторое отличие, ведь она ассоциируется с волевым усилием, а не с разнузданностью.

      Цитировать
  5. Из определения следует что условием проявления воли является наличие сознания, которому, в идеале, должны подчиняться желания.
    Свобода проявлять желания не есть воля, но своеволие…
    Мне кажется что воля – это сила и энергия, направленная на эволюцию человека, то есть на укрепление его качеств как человека разумного. Значит она должна быть в связи с потребностями духа человека, а не с его желаниями, которые зачастую не обладают высшими идеалами (за исключением желаний, рожденных от духа)

    Цитировать
  6. Мне кажется что воля – это сила и энергия, направленная на эволюцию человека, то есть на укрепление его качеств как человека разумного. Значит она должна быть в связи с потребностями духа человека, а не с его желаниями, которые зачастую не обладают высшими идеалами (за исключением желаний, рожденных от духа)

    Отлично сказано. Я это и имел ввиду, но как-то не разделил животные желания и духовные. Вы правы.
    А вот термин «свобода», видимо, не предполагает такого вектора духовности? Это своего рода скалярная величина. Как Вы полагаете?

    Цитировать
    • Свобода! Одна из семантических проблем века.
      Свобода выбора – единственая свобода что у нас есть, хоть и ограничена она рамками кармической структуры жизни
      Если человек свободно (то есть по своему собственному, а не навязанному из вне решению) выбирает путь духовной эволюции, то задает ей упоминаемый Вами вектор духовности. Тут мы встречаем другую семантическую проблему – что есть духовность? Но это отдельная тема.
      Свободный выбор предполагает свободу от культурной программы, от «внутреннего попугая», от «музыки в голове», от привычек и подражания. В сущности, свободный выбор – это выбор Духа.
      И теперь давайте представим кто на самом деле свободен?

      Цитировать
      • А как быть со свободой воли, когда выбираешь в магазине продукты, троллейбус или метро, ту или иную работу, ту или иную женщину? Когда выбираешь профессию и все остальное?
        Или вся эта «бытовуха» недостойна такого высокого понятия, как свобода воли?

        Цитировать
        • А здесь самое интересное начинается:
          Прихожу я в магазин, и покупаю что-то. И мотив выбора чем определить – сублиминальой рекламой, увиденной ранее, яркой упаковкой, созданной маркетологами, или ясным пониманием что именно мне нужно.
          Я не говорю о хлебе или молоке, хотя тоже допустимо.

          Выбор женщины – по какому принципу мы выбираем их? Потому что похожа на маму? или потому что притягивает из-за сильного магнетизма? или потому что похожа на Мерлин Монро? Или же наш выбор таков, потому что в состоянии просветления (свободы от предустановленных привычек и шаблонов) мы ясно видим что это именно та женщина, с которой можно прожить всю жизнь и ей можно доверить сердце?
          И так можно продолжать долго. Свободный выбор и выбор механичный. Нам кажется, что мы всегда выбираем самостоятельно, но в большинстве случаев за нас выбирает внедренная в мозг информация, культурный имплантант.

          Цитировать
          • Это все правильно, но если развивать эту тему, мы уйдем очень глубоко в проблему личности вообще. Кстати, в одной из лекций я этот вопрос подробно разбирал и показал, что для многих более чем на 90% их представления о мире и вкусы – продукт воспитания обществом. Там я приводил забавный пример, когда аборигенам Австралии показывали фото кенгуру и других местных животных, а они их не различали и видели только бумагу с цветными пятнами.
            Но все-таки, есть какие-то «генетические вкусы», например, я люблю гранаты, хотя в детстве мы их позволить не могли. И не люблю лимоны и яблоки. Это ведь не продукт рекламы?
            И еще, мне не нравится ЕГЭ не потому, что я консерватор, а потому, что эта система не соотвествует всей моей структуре личности. Или, мне не нравится тотальное зачилие чиновников, от которого задыхаются все созидательные силы страны. Это тоже имплант?
            Если имплант (можно и такое допустить), то мы на 100% роботы.

            Цитировать
  7. Сергей Иванович, у Дарио Саласа в «Развитие Внутреннего Мира» есть интересное описание Воли.
    Вот выдержка оттуда:
    «Волевое Я» должно стать хозяином «четырех разумов», или Души, подчинив эти крупные системы высшему и сознательному управлению. В будущем оно может превратиться во владыку микрокосмоса, т.е. стать своего рода правой рукой нашего духа. Эта сила позволит нам наиболее эффективно руководить собственной психической структурой,
    что означает ее освобождение от гипнотического сна, обретение интегрального разума, достижение высшей степени сознания и неограниченного развития во времени.

    Цитировать
  8. Наиболее интересно (и правильно, имхо) «Свобода воли» отражена в разделе 4. «Свобода воли и удовлетворение от творчества» («Что есть истина в науке?) А.М. Хазена. Он кладет в основу информационно-адаптационный (приспособительный) эффект двух сигнальных систем. В духе своей идеи – в природе цели нет! Она есть у людей.
    *****
    http://www.kirsoft.com.ru/intell/KSNews_85.htm
    *****
    В своей статье «Анатомия смысла», я волю соотносил (на основе изучения трудов психологов по развитию детей) с третьим статусом эйдоса черт характера:
    Внимательность, Сообразительность, Воля, Уверенность, Общительность.
    *****
    Можно раскрывать предмет мышления путем поиска к нему предикатов: Воля это … свобода, напор, сила.
    Можно раскрывать через исторический и бытовой контекст, повествовательно ….
    Я иногда пользуюсь ассоциациями смежных по статусу эйдосов. Воля: (Время, Становление, Преобразование, Глагол, Сила, Разум, Смысл (жизни), Логический Выбор). Ближе всего к Воле – Логический Выбор («Эйдетическая логика»), что и фигурирует в ваших размышлениях. Кстати, следующий раздел у Хазена называется «5. Роль логики в составе свободы воли».

    Цитировать

Добавить комментарий