Господа или товар ищи?


После распада СССР мы до сих пор путаемся, как обращаться друг к другу. Раньше было просто – товарищи! А сейчас? Вернули вроде бы приличное обращение «господин». Но в царской России господами были помещики и дворяне, а их то было 3% от всего населения. Остальные были мужики и бабы, а в трактирах еще был «человек!»

Обращаться сегодня «человек!» как-то неудобно, слишком неопределенно. Мужики и бабы вышли из употребления. Поэтому иногда мы пишем господин, иногда по старой памяти кричим, «Эй, товарищ!». Бандиты друг к другу обращаются «братан». Так кто же мы? Господа, товарищи или братаны?

В других странах все однозначнее – мисс и миссис, мадам и мадмуазель, мистер, сэр… Мы же не только потеряли свою идеологию, ориентиры, но и дошли до того, что не знаем, как обращаться к незнакомому человеку. Что делать?

Думать. Для начала надо понять, что скрывается за всеми прежними обращениями.


Господин. Этот термин применялся только к дворянам и впоследствии богачам.  «Господин» можно расшифровать как «господь один», что показывает отношение к властителю, к его единоначальнику. Очевидно, что слово господин относится к тем, кто управляет.

Недавно на блоге В.Татура прошла любопытная дискуссия на эту тему.

В.Татур решил докопаться до корней происхождения слова господин (господарь). Получился весьма любопытный анализ, уводящий к самым истокам слов:


Рассмотрим последовательность слов подобие – сподобиться – [го-спод(ь) ( сподобленный высшему, высокого подобия)] –[го-спод-ин] – [го-спод-арь ( высокого подобия арий)]

Сподобиться – уподобиться…

 (http://tatur.trinitas.pro/2011/01/razm/).


Но оказалось, что слова несут несколько пластов исторического смысла. В персидском словаре господин это… gospanddar «владелец овец»…

Спрашивается, какое это слово имеет отношение к овцам?

Нужно обратиться к истории, она все знает.

Господин – распорядитель имуществом, скотом и людьми. А когда родился такой социальный статус?

История показывает, что его не было и в помине в первобытных племенах, которые промышляли охотой и собирательством. Там был вождь (лидер который водил охотников на охоту, шел впереди). Его власть в племени не была никогда имущественной, она носила скорее характер нравственный. Да и все крупное  имущество было общим, племенным. 

Но около 10 000 лет назад произошла грандиозная социальная революция. Родился новый способ пропитания, которого до этого не было в природе. Появились домашние животные! Это было нечто сродни по масштабу выходу человека в космос, ибо именно это открывало ворота в цивилизацию и ознаменовало собой первый шаг из дикости.

Отец семейства впервые вышел из племенной среды со своим стадом овец и отправился в великое путешествие по степям. Образ такого владельца стада очень подробно описан в Библии (Аврам, который впоследствии стал Авраамом).

Жизнь скотовода кардинально отличалась от жизни семьи внутри племени. Это были своего рода космические станции в великом космосе пастбищ. Отец семейства – патриарх! Он владел в этом мире всем: скотом, женой, детьми, рабынями, палатками и т.п. Его авторитет был гораздо выше, чем у отца семейства в племенах охотников и собирателей. Там он был одним из, невыразительным элементом общей системы социальных отношений. А вот как владелец стада глава семьи стал вершиной первой на земле социальной пирамиды. Он был огромным богачом среди обычных охотников и собирателей, которые жили от удачи к удаче. У него были наложницы и рабы. На первом этапе, когда появились такие пастушьи стада, их владельцы выглядели на фоне всех остальных сынов рода человеческого такими же богачами, как сегодня для нас выглядит Бил Гейтс. Все относительно. Ведь очевидно, что владелец большого стада был в те времена самым (!) богатым человеком в доступном социальном мире для обычного человека.


           Алаг

18.01.2011 в 09:14

У В.Абаева в этимологическом словаре встречал. Владелиц пастбищ и есть господин. Правильно, правитель и есть дар владеющего пастбищем  для паствы.


Анализ показывает, что именно из таких патриархов впоследствии эволюционным путем вырастали руководители другим «стадом» стадом человеческим. И слово паства не случайно так близка к слову пасти, пастбище. А слово козел у братанов потому и такое оскорбительное, что для первых господ не было ничего более низкого в их окружении, чем козлы. Бараны были приручены уже попозже. Поэтому баран у братанов не так оскорбительно. А бык – вообще неплохо. А уж «ну ты и конь» – это у них как медаль повесить. Мы видим, что постепенно, по мере приручения животных статус первых их прирученных (козлов и баранов) постепенно опускался все ниже и ниже. Ну, кто сейчас будет хвастаться телегой в век машин. А раньше повозка была большим богатством.


Товарищ. Термин «товарищ» легко распадается на два слова «товар ищи». Откуда такие корни? Да все оттуда же из прошлого. Товариществами назывались в первую очередь купеческие сообщества, целью которых был поиск выгодного товара и продажа его…


…Еще одна веха в истории развития торгового права – Манифест от 1 января 1807 г. Император рекомендовал купечеству осуществлять «свой торг в образе товариществ». Манифест определял два основных вида товариществ: «полное» и «на вере» и вводил регистрацию товариществ.

http://www.finhistory.org/moskva-torgovaya/moskovskoe-kupechestvo.html


Смешно, но в СССР, где всячески искоренялись ростки свободной торговли, все друг к другу обращались на купеческий манер. И только в новой России этому слову вернули исторический смыл, когда возникло такое понятие, как «товарищество с ограниченной ответственностью».

Может быть, стоит последовать за Западом и обращаться друг к другу братья? Они уже 500 лет несут высоко свой демократический лозунг «Свобода, равенство, братство».

Но брат происходит от «брать». Брать у кого? Кто послабее. Отсюда и братья-разбойники, которые объединялись друг с другом для одной цели – грабить (в основе слово «бить»). Братские союзы в прошлом чаще всего преследовали конкретную цель – собраться (со-брать) вместе и собрать дань.

После этого обращаться друг к другу со словом «братья» как-то не хочется. Тем более что его уже очень удачно вернули исторические корни наши бандиты, которые называют друг друга чаще всего «братан».

Но может быть нам обращаться друг к другу со словом «друзья»?

А откуда это слово? Из тех же давних времен, когда у князя была дружина и он к ее членам обращался – «други мои». Обращение друзья идет от более приличных военных компаний, княжеских братанов, которые собирали дань вполне официально, на т.н. законных основаниях. Но все равно, во-первых, это мужское обращение, а во-вторых, корни те же, военные.

Мужики не подходит потому, что уж очень отдает деревней. Да и, скорее всего, это сокращение от слова мужчина. А что это означает? Что он находится в чине мужа, он уже не пацан. Итак, мужик тоже не очень – муж своей жены.

А женщины? Жена в чине.

Итак, даже беглый анализ показывает, что все обращения друг к другу людей идут от прошлых социальных статусов. Были правители – господа, были  дружинники – друзья, были торговцы – товарищи, были просто люди в чине мужа и жены – мужчины и женщины.

Можно, конечно, обращаться друг к другу с помощью слова «человек», т.к. для образованного общества именно это обращение отличает нас от животных. Но в чем тогда социальный статус? Любопытно, что в некоторых странах до сих пор живы патриархальные, библейские представления о том, что женщина произошла от ребра мужчины. Так, например, в Украине «человик» – мужчина, а женщина (замужняя) – «жинка».

Можно придумать какой-нибудь новый термин с приставкой со-. Ведь эта приставка означает некоторый со-юз людей друг с другом. Но со-брание – собрались на брань, т.е. на войну. Зачем? Пограбить…

Все это показывает, что старая структура социальных отношений в России практически развалилась, а новая еще не возникла. Поэтому нам остается либо имя, либо нейтральное «Эй, ты!». И то и другое – очень личностное и никакого отношения к социальному статусу россиян не имеет. Так может быть и четкого социального статуса у россиян нет?


Впрочем, попытаемся его найти. Все люди в нашей стране имеют один общий статус. Это граждане.

Гражданин. Этот термин имеет очень простую основу, он идет от слова град, город, горожанин. Граждане все, кто живет в городе.

Тогда для сельского жителя естественно будет обращение «селянин». Но таковых у нас менее 20% и вряд ли такое обращение привьется. Все-таки, мы городская теперь страна и нам ли менять обращение?

Жаль, конечно, что этот вполне комфортный и правильный термин в свое время противопоставлялся слову товарищ. Товарищи были своими, а гражданин – тот, кто был связан с судебными делами. Гражданин судья, гражданин начальник и т.п.

И получается, что для того, чтобы найти потерянное обращение, все-таки сначала нужно найти потерянный смысл государственной жизни в России.


Апрель – май 2011




Запись опубликована в рубрике Русская цивилизация. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

3 комментария: Господа или товар ищи?

  1. При рассмотрении данного вопроса нужно рассматривать вопрос предазначения терминов и степени отражения ими того смысла, который необходимо придать речи или тексту. Часто обращение свидетельствует о социальных признаках говорящего: может указывать на род его занятий, степень образованности, возраст, пол. Существенным компонентом социальной роли является ожидание: то, чего ожидают окружающие от поведения индивида в той или иной конкретной социальной ситуации, чего они вправе требовать от него; он же обязан в своем поведении соответствовать этим ожиданиям.

    В обиходной речи практически всеми сейчас используются обращения, определяющие половой и возрастной признаки – «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек» и т.п. Возможно, это правильно, поскольку на основе данных признаков можно провести идентификацию чеовека, к которому обращаются.

    Термин «господин» употребляется весьма ограниченно, поскольку употребляется в случаях, когда нужно придать некоторую степень официальности обращению, или же в знак уважения. Такое обращение позволяет отметить «повышенный» статус человека в обществе или коллективе, либо причастности к элитарной среде.

    В официальной переписке принято употреблять конкретные данные адресата (т.е. Ф.И.О.), с добавлением собственного отношения к нему в виде соответсвующего прилагательного, либо официально-обезличенного «уважаемый».

    Термин «гражданин» сейчас определяет характер подчиненности правовому полю какого-либо государства, поэтому является скорее юридическим термином, определяющим в общем человека.

    Часто обращение просто позволяет идентифицировать принадлежность к той или иной социальной группе (как вне ее, так и внутри) – например, «коллега», «сосед» и т.п. или по ситуативным ролям ( «хозяин») или профессиональной деятельности – «доктор», «водитель» и т.п.

    Если же говорить об обобщенном обезличенном термине, который бы применялся к люому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей и принадлежности к какой-либо группе ( наподобие советского «товарищ»), то здесь кроется вопрос отношения к аудитории – если хотим отразить степень отношения «снизу вверх» – обращаемся «Дамы и господа», если степень равенства – «товарищи» или «граждане», если «сверху вниз» – «народ»….

    Цитировать
  2. В обиходной речи практически всеми сейчас используются обращения, определяющие половой и возрастной признаки – «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек» и т.п. Возможно, это правильно, поскольку на основе данных признаков можно провести идентификацию чеовека, к которому обращаются.

    Термин «господин» употребляется весьма ограниченно, поскольку употребляется в случаях, когда нужно придать некоторую степень официальности обращению, или же в знак уважения. Такое обращение позволяет отметить «повышенный» статус человека в обществе или коллективе, либо причастности к элитарной среде.

    В официальной переписке принято употреблять конкретные данные адресата (т.е. Ф.И.О.), с добавлением собственного отношения к нему в виде соответсвующего прилагательного, либо официально-обезличенного «уважаемый».

    Термин «гражданин» сейчас определяет характер подчиненности правовому полю какого-либо государства, поэтому является скорее юридическим термином, определяющим в общем человека.

    Часто обращение просто позволяет идентифицировать принадлежность к той или иной социальной группе (как вне ее, так и внутри) – например, «коллега», «сосед» и т.п. или по ситуативным ролям ( «хозяин») или профессиональной деятельности – «доктор», «водитель» и т.п.

    Если же говорить об обобщенном обезличенном термине, который бы применялся к люому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей и принадлежности к какой-либо группе ( наподобие советского «товарищ»), то здесь кроется вопрос отношения к аудитории – если хотим отразить степень отношения «снизу вверх» – обращаемся «Дамы и господа», если степень равенства – «товарищи» или «граждане», если «сверху вниз» – «народ»….

    Да, Дмитрий, пожалуй Вы верно ухватили особенность этой темы. Мы действительно пользуемся всеми обращениеми, которые накопились в последние 200 лет. Нет только сударя, боярина, холопа и т.п. анохронизмов. Термины обесценились, они почти стерлись и потеряли свой социальный статус, остались лишь оболочки.
    Последний абзац Вашего текста демонстрирует, что мы используем некий универсальный критерий иерархии, без связи с его прежним наполнением.

    Цитировать
  3. Господа товарищи!
    На сегодня трудно сопоставить наш социальный статус с тем кто мы есть каждый в отдельности.

    Цитировать

Добавить комментарий