Пояснение к голосованию. Последовательность.

Европейская формула ставит впереди Личность, потом Общество и лишь затем Крепеж.

Личность всегда стоит на первом месте в этой цивилизации. Отсюда многие приоритеты, отсюда постоянная борьба по всему миру за права человека, отсюда либерализм. И даже в таком простом вопросе, как написании адреса в европейской культуре впереди стоит Личность, а в конце адреса – страна.

В России личность всегда стояла на последнем месте. На первом стояло общество и государство. Община была важнее крестьянина, государство важнее ее граждан. Эта традиция общее ставить на первое место пронизывает всю историю России и полярно отличает ее от Запада. Поэтому такое неприятие либеральной демократии во все времена.

Поэтому для России более естественна следующая последовательность:


Общество → Крепеж → Личность Или Общество → Личность → Крепеж


Что лучше? Святая Троица подсказывает: Общество – Личность – Крепеж.


Например: Справедливость – Воля – Единство.



Разберем варианты терминов


Для общества:


Равенство, самодержавие, космизм, коммунизм, справедливость…

Это вопрос о том, что русский человек более всего жаждет получить от общества, каким он видит общество в первую очередь. Равным? Коммунистическим? Справедливым?

Начнем с того, что Европа провозгласила в свое время идеал общества, в котором все люди равны друг другу. Это был лозунг-протест. Протест против феодального неравенства от рождения. Если ты родился не аристократом, то путь в высшее общество для тебя был заказан, какими бы ты не обладал способностями.

Добились ли на Западе настоящего равенства в обществе? Безусловно, нет, этого равенства скорее добились в СССР, насаждая всюду уравниловку.

Но многое изменилось к лучшему. На пик богатства и славы в любом в современном обществе может подняться человек с любого социального слоя. Кем бы ты ни родился, если ты заслуживаешь быть наверху, ты там и оказываешься. Но сама пирамида социального успеха, социальной значимости при этом не исчезла, исчезли лишь запреты на перемещение по ней наверх.

Осуществимо ли вообще социальное равенство, можно ли убрать пирамиду и доверить управление государством кухарке? Очевидно, что нет. Люди рождаются с разными способностями, в разных условиях и в разных цивилизациях. Даже при условии одинаковых способностей большего в жизни может добиться тот, у кого лучше условия от рождения для получения образования.

Но это не говорит о том, что лозунг «равенство» был сплошным обманом и не сработал. Он раскрепостил людей, дал им возможность достигать в жизни успеха благодаря своим способностям, а в современном западном обществе до 50% дохода личности поступает в общий котел, откуда он распределяется по социальным программам, снижая насколько это возможно неравенство.


Но если мы предложим термин СПРАВЕДЛИВОСТЬ, то он гораздо лучше сочетает чаянья людей и реальность. Дело в том, что в обществе полное равенство не только недостижимо, но и вредно. Если люди рождаются с разными способностями и аппетитами, то всем давать одинаковые условия для реализации и одинаковую пайку вредно. Люди с большими способностями не смогут реализовать свой больший потенциал и принести больше пользу обществу. Люди с меньшими возможностями будут получать от общества больше, чем они сами ему дают, что разовьет в них иждивенчество и инфантилизм, они потеряют стимул для роста.

Справедливость включает в себя и равенство тоже, но как некоторую часть справедливого устройства общества. В справедливом обществе равенство проявляет себя в равных условиях для получения образования и базисных услуг, равенство должно быть перед законом за поступки. Есть еще некоторые области, в которых равенство вполне разумно и полезно. Но в целом справедливое общество просто не может быть равным. Даже в идеалистическом лозунге коммунизма: «от каждого по способностям и каждому по потребностям» неявно предполагается, что поскольку способности и потребности у всех разные, то и условия будут разными для разных людей. Справедливость в этом случае выступает как некая метацель, как некая высшая регулировка общества, она может не давать равенства каждому, но даст для всего общества наивыгоднейшие условия развития, что в конечном итоге даст даже самому последнему маргиналу больше, чем уравниловка в нищете.

Итак, автор полагает, что переход от равенства к справедливости – это как минимум на один порядок более высокая и общая идея для общества.


Для крепежа:


Братство, народность, соборность, любовь, единство…

Очевидно, что ничто так не объединяет людей, как любовь. Ради человека, которого ты по-настоящему любишь, ты готов пожертвовать всем, даже своей жизнью. Ради любимого ты готов на любые подвиги и свершения. Поэтому недаром Иисус ставил Любовь на первое место в отношениях между людьми:


«36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, и всем разумением твоим»;

38 Сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;

40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

(Матфей, 22)


Но этот термин – слишком высокая планка для современного общества. Это скорее далекая путеводная звезда, ведущая нас к Царствию Небесному, а в обыденной жизни мы вряд ли потянем на такие отношения. Именно поэтому это слово ни разу никто не предложил в ходе нашей дискуссии.

Западный способ крепежа – Братство. Этот термин предполагал некоторое единение людей, но в него, например, уже не включена лучшая половина человечества – женщины. А чисто мужское братство – это во многом все-таки военная организация, закрытая от небратьев. Причем организация для мужчин определенного возраста. Трудно представить себе гармоничное общество, в котором братом называют деда, подростка, жену, продавщицу, президента и т.п.

Воевать за свободу действительно европейцам пришлось много, да и не только за свободу, но из новые земли, друг с другом за добычу и т.п. И в каждом военном отряде нужно было стремиться к братству (по оружию, например). В наше время в Европе это слово выглядит как анахронизм, поэтому и встречается в Декларации прав человека всего 2 раза.


Автор полагает, что лучше здесь будет другое понятие – Единство. Единство идет от корня «единое». Единая цель – вот что объединяет всех без исключения. Можно в шутку здесь привести сказу о репке, которую вытянули в едином порыве все, кто жил в деревенском дворике. Ничто так не объединяет людей в коллектив, как общая цель. А если она одна, то разногласия сводятся к минимуму, а согласованность поднимается до высокого уровня. Единство при этом шире братства, оно включает его в себя, как некую часть, как атрибут военного братства среди молодых мужчин.


Для личности:


Свобода, православие, творчество, духовность, добро, воля, правда…

Запад поднял флаг перемен, требуя личности Свободу. Предполагалось, что в первую очередь она нужна для того, чтобы преодолеть закрепощенность феодального общества, стать свободным от предрассудков и оков несовершенного общественного строя. Но свобода – опасный термин. Он ведет как к свободе инициативы, так и к свободе грабежа и насилия. И поэтому самыми яркими образами свободы в европейской культуре стали пираты, «вольный ветер в паруса», революционеры, анархисты и прочие разрушители чего бы то ни было. Поэтому до сих пор так популярны на Западе Бонни и Клайд.


Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе.

Авраам Линкольн


Сегодня свободу понимают настолько извращенно, что она ведет к свободной любви, однополым отношениям, свободы от уз брака, от ответственности за воспитание детей и многое еще к чему. Идеалом здесь становится не свободные созидатель и творец, а свободный волк на охоте за добычей (удовольствий).

Из всех предлагаемых терминов автор хотел бы обсудить лишь две альтернатива: Правда и Воля.


Правда. Сегодня этот термин автоматически ассоциируется с газетой «Правда» и еще с тем, чего нет и быть не может. Что такое правда, спрашивает себя каждый человек? Кто ее знает? Это как истина – недостижимое знание о чем угодно. Стоит ли к ней стремиться?

Еще одна проблема восприятия этого термина в том, что его в прошлом постоянно принижали до бытового или политического уровня.

Дети, хочу знать правду – кто разбил окно?

Ты где был так поздно? Скажи правду!

Хочу знать правду о том, как капитализм грабит колонии.

Но если вернуться к истинным корням этого слова, то за ним стоит гигантский потенциал и будущее. Ведь на самом деле, Правда – это правильно ведать. Ведать что? Как устроен мир. Какой мир? Весь мир. Мир людей, общества, мир природы и Вселенной. Что плохого в том, что человек стремится постигнуть гармонию Вселенной, узнать ее непреложные законы, которые не нарушаются никогда? Причем ведать, это не просто знать, это больше, это активное постижение новых знаний, это активный поиск истинного устройства этого мира во всех его проявлениях.

Правильно ведать – это правильно понимать мир, а, следовательно, правильно в нем жить и действовать. А мир гармоничен и если эту гармонию постичь до самых глубин, то жизнь человека действительно станет прекрасной.

Автор предполагает /…/, что в будущем человечество достигнет такого гармоничного понимания мира, что все противоречия сознания, которые нас мучают, исчезнут. И уже после этого человек перейдет в новое космическое состояние, где его примут в семью других цивилизаций.


«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умалю Отца, и даст вам другого Утешителя, да прибудет с вами вовек Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанн 14.15-17).


Но у этого термина есть два недостатка, для того, чтобы войти в нашу формулу. Первый. Мало кто верит в правду сегодня. Второй. Правда – это способ познания в первую очередь, а личности необходимо еще и действие. А вот действия в слове Правда очень мало.


Воля. И именно действие предполагает Воля.

Есть воля и воля.


Воля (Ожегов):

1) Способность осуществлять свои желания

2) Свободное состояние, не тюрьма не взаперти


Насколько автору известно, в других языках эти два понятия не совмещены в одном слове. Почему же в русском они спаяны навечно? Почему свобода и усилия для ее достижения, по сути дела самоограничения в том числе, в русском сознании неразделимы, как они неразделимы в слове ВОЛЯ? Можно предположить, что это совпадение не случайно и что главной целью русских является свобода, достижение которой требует от человека немалой воли. Воля ради воли? Зачем русскому свобода?

Согласно версии автора[1], Россия в будущем станет странной творчества. А творчество невозможно в неволе. Ибо творчество это раскрепощенный от старых догм и штампов поиск Истины, пусть и недостижимой, но всегда манящей творческого человека. Свобода же без воли – это путь к анархии, к разгулу животных страстей.


Итоги


Зачем русскому человеку нужна Воля – абсолютная свобода делать свое дело? Причина кроется в глубинной предназначенности русской культуры, которую природа воспитывает быть творцом, а творчество невозможно осуществлять по правилам в условиях внутренних ограничений, творчество требует абсолютной внутренней свободы творца.

Зачем русскому Единство? Затем, что русский человек только тогда по-настоящему счастлив, когда чувствует свою принадлежность обществу, государственному и более того мировому делу. И чем шире это общество – в пределе – все человечество, тем большее счастье получает от дел своих творческая русская натура.

Зачем русскому Справедливость? Затем, что творить можно только в гармонии с окружающим миром. Природа создана Творцом гармоничной, а общество только тогда приближается к гармонии, когда оно стремится к справедливости, пусть достижение абсолютного состояния справедливости и не доступно нам на Земле.


Запись опубликована в рубрике Национальная идея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий