Русская идея

Эксперты выяснили, почему русские вымирают. Алкоголь и табак ни при чём!


Именитый американский экономист и демограф Николас Эберстадт, последние 35 лет своей жизни посвятивший изучению российской демографии, утверждает, что причиной стремительного сокращения населения России является отнюдь не водка с сигаретами, как это утверждают многие демографы. По его мнению, настоящей причиной роста смертности является тоска, то есть отсутствие национальной идеи.

Эберстадт считает, что главная причина катастрофического роста смертности в психологическом настрое населения – оно утратило веру в «светлое будущее», в то, что в России всё будет хорошо, что страна будет развиваться. По словам учёного, пессимизм в отношении будущего наблюдается даже у обеспеченных людей, живущих в России.

Кроме того, Эберстадт утверждает, что российское население очень подкашивает осознание собственной ничтожности перед государственной машиной. По его словам, россияне осознают, что не могут влиять на обстановку в государстве. Кстати, слова Эберстадта подтверждаются статистикой – Россия далеко не самая пьющая и курящая страна в мире. В Греции, например, курят вдвое больше, а в Великобритании и Чехии потребление алкоголя сильно превышает российское, однако смертность в этих странах намного ниже.



Запись опубликована в рубрике Национальная идея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

26 комментариев: Русская идея

  1. Если человек находится в депрессии, живет без движущей идеи, не понимая смысла жизни, то клетки его тела будут подобны армии без командира. Такую армию очень легко разбить.
    Так и страна, если её клетки-люди не связаны между собой объединяющей идеей, то к чему это может привести?

    Цитировать
  2. О Русской идеи на Разумной основе.
    У нас в стране за годы реформ ситуация изменилась от состояния «есть деньги — нет товаров» к состоянию «есть товары — нет денег». Отсюда четыре основные группы различных суждений:
    1. Раньше было лучше.
    2. Раньше было хуже.
    3. Сегодня стало лучше.
    4. Сегодня стало хуже.
    Никто не говорит, как сделать так, чтобы в жизни людей соединилось и то, что было, и то, что стало лучше и исчезло навсегда и то, что было, и то, что стало, хуже.
    Говоря словами народной мудрости: «Нос вытащили, хвост увяз». Эту народную мудрость можно конкретизировать во многих областях, например: был план и программы развития, не было рынка, есть базар и кое в чем рынок, нет ощутимых созидательных планов и вдохновляющих программ развития. Была уверенность в завтрашнем дне, не было официально богатых и хозяев, нет уверенности в завтрашнем дне, есть богатые и хозяева, нет Хозяина и национальной идеи.
    Эти ряды примеров можно множить и множить. Сущность изменений можно преподносить научно, можно популярно, можно анекдотично. Некоторые, например, говорят так: была любовь, не было секса, есть секс — нет любви.
    Но как бы хлестко, удачно или не удачно ни произносились слова, положение не изменить в пользу Государственного развития, если мы до предела не обнажим понятийную основу социальных заблуждений, которые столетиями вбиваются в головы как некие аксиомы всегда правильные, а в действительности не имеющие Здравого смысла.
    Возьмем, например, два словосочетания: «противоположные полы», «противоположные формы собственности». Эти понятия, так как они определены, не выдерживают критики даже с позиций формальной логики. Если речь идет о противоположностях, значит это категории знаков «плюс» и «минус». А если мы признаем за ними равенство, то сумма всегда будет равна нулю. Между тем из взаимодействия так называемых противоположностей рождаются дети, а дети — это развитие. Почему же в экономике нет такого взаимодействия, а стало быть, и нет желаемого развития. Все дело в том, что слова — разные, а суть дисфункций едина.
    В государстве, как и в семье. Если семью строить только на мужском или женском началах, то ничего кроме известных извращений не будет. Дети не рождаются. Роста не будет. Расширенное воспроизводство есть только на основе обмена асимметричными качествами или свойствами, но не противоположностями. Процесс природы характеризуется кратностью, или способностью к делению и умножению.
    Есть только четыре способа получить + 1: делить-умножать между собой ее положительные или отрицательные выражения. Это в популярном изложении и есть Природный операционализм, при соблюдении которого никогда не бывает резус-конфликта как при деторождении, так и во всех других случаях обмена между тем, что есть и тем, чего нет. Другими словами: «Но да будет слово ваше: „да, да“, „нет, нет“, а что сверх этого, то от лукавого». (Новый Завет. Мф. 5, 37)
    В государстве есть силовое, если хотите — мужское начало, и есть так называемый прекрасный пол — женское начало, или частная собственность. И если эти начала не соединятся между собой на основе обмена асимметричными качествами, а не на основе предпочтений так называемых плюсов или так называемых минусов, не будет ни здоровой семьи, ни здорового государства. В жизни не останется места для вековых духовных традиций. Будет, попросту говоря, процветать бесовщина и мракобесие, причем не важно на основе какого политического «изма».
    (По материалам Академии Нового Мышления)

    Цитировать
    • В принципе Вы правы. У нас в СССР доминировало янское начало и государство задавило личность с ее индивидуальной инициативой. Был оставлен небольшой просвет в научно-техническом творчестве. Предпринимательская инициатива приравнивалась к антикоммунистической деятельности, поэтому частную собственность искореняли. Государство построли мощное и славное, оно сделало много важного для всего человечества. Но люди устали жить в жестких рамках. Когда перестройка открыла шлюзы личной инициативы, то сначала был позитивный посыл – кооперативы, созидательная деятельность. Но потом все захлестнул 9-й вал нефти и газа. Дележ ресурсов стал доминировать, а это опять же янская инициатива – все поделить.
      Сегодня у власти те, кто сумел выжить в жесткой (иногда жестокой) борьбе за дележ ресурсов. Это янская сила, но гораздо примитивнее, чем в советское время. И все определяют именно они. Т.к. в их руках освновные ресурсы страны.
      Чтобы проснулось иньское начало – индивидуальная творческая инициатива, необходимы предпосылки: спрос на творчесвто и невозможность управлять страной в том виде, в котором она сложилась.
      Я думаю, что и то и другое не за горами.
      Но Наднациональная идея – это нечто большее, чем синтез двух начал. Это цель для России (и мира) на ближайшие столетия. Цель может быть одна, а средств для ее достижения много.
      Как системщик я уверен, что начинать преобразование нужно с формулирования четкой цели для России.
      Вариант: «ребята, давайте жить дружно» = варианту «давайте все ресурсы будем делить по справедливости». С моей точки зрения – это популистская утопия.
      Вы можете кратко, в одном абзаце сформулировать цель для России на ближайшие столетия?

      Цитировать
      • По этой проблеме еще в 1860-70 годах вот о чем говорил Лев Николаевич Толстой с ориентацией на науку жизни::
        - «о необходимости перехода к духовной парадигме образования;
        - об онтологической методологии в науках о человеке и опоре на такие онтологические основания жизни человека, как деятельность, сознание, общность;
        - об оценке научного знания своей эпохи и критики свойственных ему псевдонаучных принципов, которую дегуманизировали, овеществляли практики работы с человеком и потому не могли использоваться ни в педагогике, ни в науке жизни;
        - о возможности человека к познанию и преобразованию своей природы, поиску подлинной человеческой сущности, идентичности». Л.Толстой

        Именно в связи с этими обстоятельствами имеющими место в наш ХХ1 век мы и предлагаем свой Проект, информацию о котором мы вынесли на сайт Академии Тринитаризма
        http://www.trinitas.pro/rus/doc/0016/001c/00161802.htm
        Овсейцев А.А., Дурихин И.П., Шарапов С.Ф.
        От иллюзий «знания» к самообразованию на деятельностной основе («Школа Ильенкова»).

        Цитировать
  3. Так ведь в стране около 100 национальностей. У каждой – свои привычки и представления, традиции, экономические интересы и т д. Уговорами их не объединить.
    Как бы им пояснить что выживание такого организма как Россия зависит ото всех, а не только от русских.
    Сегодня есть достаточно убедительных научных данных, в том числе и в Ваших работах, позволяющих создать программу обучения, основанную на понимании процессов со-существования в гармонии.
    Я уже писал что нам нужна над-национальная идея, которая сможет объединить все этносы страны. И такой идеей может быть стремление к Гармонии через Понимание смысла жизни.
    И здесь нужна федеральная целевая программа, чтобы с пеленок человек понимал, что он одна из клеток большого организма, и от него, в том числе, зависит его судьба.

    Цитировать
    • Кто-то заметил, что когда сбираются двое русских и что-то обсуждают, то рождается три мнения.
      Поскольку у Вас есть свой вариант Наднациональной идеи и у меня есть нечто подобное, то если мы начнем дискуссию на эту тему, родится 3-й вариант.
      Что ж, можно попробовать.
      Единственное – я сейчас на отдыхе и смогу вступить в серьезную дискуссию после 10 марта.
      А пока можно просмотреть варианты идей друг у друга (мой вариант был опубликован на сайте).

      Цитировать
  4. 1+1= 3. Это древняя форма творчества,
    Хорошего отдыха и может еще вернемся к этой теме.

    PS
    Вы Образовского Николая помните?

    Цитировать
  5. По последним данным. Путин уже не является национальным героем. Строительство некоего конгломерата, от Лиссабона до Владивостока, похоже неизбежно. Такая идея для русского вроде приемлема. Ссылка: http://premier.gov.ru/events/pressconferences/14257/video.html

    Цитировать
  6. 1. Если вы заговорили о наднациональной идее, то тогда она не должна уступать общемировой (логически), иначе в ней нет смысла.
    2. Идея должна предполагать цель, способы достижения и критерий.
    3. Эта идея должна быть не бесплодной и иметь природные аналоги, что бы можно было в нее поверить.
    4. Раз такую идею не высказали, значит она не очевидна, текущая информация по состоянию нации, общества …, в такой идее соответствующая максиму эффективности, отсутствует как привычный факт.
    5. Такой идеей, на мой взгляд, может быть только естественнонаучная идея динамической гармонии.

    Цитировать
      • Я читал вашу идею. Согласен с нею полностью – творчество, соборность, космизм. Ваш подход лингвистический и логический (отчасти). За этими словами вы видите смысл, который раскрываете. Получается некое семантическое поле понятий, пожеланий и логических увязок.
        Я исхожу из другого – из принципиального концепта (и пока слов не подобрал). Наш организм, как и организм общества – это максима эволюционная. И найти идею по мне это не триада слов, а принцип эволюционный. Таким принципом (или одним из них) я считаю – принцип адаптационной гармонии.
        (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9829.html ).
        Мы живем «в потоках». Это свойство живого (кстати и не живого!). У нас бьется сердце, дышат легкие, работает желудок. Вы знаете производство – приход на склад, переработка, расход … кругом круговороты.
        Если вдруг кислорода станет меньше – легкие начнут увеличиваться (акселиратики) , еда ухудшится – увеличением откликнется печень. Одним словом наш организм оснащен системой КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННОЙ регулировки. Немецкий ученый Р.Фолль установил, что для организма существует единственное оптимальное состояние – когда все органы и системы находятся в динамическом равновесии – это и есть ЗДОРОВЬЕ! (По его шкале -50).
        Нечто есть и в экономике.
        Теперь о словах. Гармония – как «предустановленная» одно из мощнейших понятий с древности. Только вот все почему-то знают только ЗС! Человеку свойственен ЗС, более как статический (по форме), а по содержанию его по жизни поддерживает ежеминутно динамическая гармония.
        При здоровье нет информации о болезни (нет отклонений). Поэтому этот критерий (здоровья) всегда рассматривают «наоборот» – как болезнь! Сейчас общество болеет – дисбалансы зашкаливают.
        Конечно, трудно перевести концепт в слова (это только часть механизма). Но идея должна быть доказательна (в том числе – соборность).
        Вы своей триадой как бы векторы расставляете – мол вот направление (я согласен, но вспомните историю). А я хочу получить естественнонаучное основание (как «по жизни» от Единого должно быть), а потом слова.
        Кстати, а сами вы о чем пишите – не о масштабной ли гармонии? Я вас, кстати, цитировал в одной своей статье когда хотел подчеркнуть именно ПРЕДУСТАНОВЛЕННУЮ ГАРМОНИЮ МИРА.

        Цитировать
  7. Я рад, что мы видим одну общую Цель.

    А том, о чем вы пишите – это описание состояния, когда мы к ней прийдем. Вы полагаете, что к новой гармонии можно прийти мгновенно?
    Но ведь как Вы сами пишите – все в это мире квантовано.
    Россия переходит сейчас с одного уровня гармонии на другой. И это уже длится около 100 лет. Одному Богу известно, когда все завершится новой гармонией.
    Как происходит такой переход в принципе, в любой системе, в том числе и в стране?
    Вот, например, В.Татур выдвинул концепцию перехода от Идеала №1 к Идеалу №2 через несколько фаз, в том числе через Идеэль (модель будущего Идеала). Вы знакомы с его работой на эту тему?

    Теперь, Вы пишите:

    Мы живем «в потоках». Это свойство живого (кстати, и не живого!). У нас бьется сердце, дышат легкие, работает желудок. Вы знаете производство – приход на склад, переработка, расход … кругом круговороты.

    Да, это так. Но это потоки на одном квантовом уровне, а вот в процессе перехода ситуация резко меняется. Вам приходилось жить в доме, в котором идет ремонт, а еще хуже – реконструкция? Что происходит с организмом в период полового созревания, какие гормональные сбои?

    Я сейчас готовлю в свет книгу, в которой рассматриваю логику Перехода от одного Идеала к другому. Когда опубликую, мы с Вами вернемся к этой теме (если будет желание) и проведем расширенной обсуждение Логики Перехода.

    А пока можно еще немного подумать о том, правильно ли мы выбрали Общую Цель.

    Цитировать
  8. 1. Итак вы выделили два состояния: равновесное (идеал или факт) и неравновесное. Неравновесное наступает от воздействие на равновесное либо интеллектом либо стихийно. Это не противоречит моим взглядом, а даже наоборот, ПАГ (принцип адаптационной гармонии) предполагает КОНКРЕТНЫЙ алгоритм действия, который был выработан в китайской философии и медицине – угнетай сильного и (параллельно! ) поддерживай слабого.

    2. Имел печальный опыт (от отечественной медицины) корректировки детей в период полового созревания. И имел опыт поучиться как корректировать детей в определенных случаях . (Один из профилей дисбаланса: между надпочечниками и гипофизом). Вот пример – одному ребенку у которого была повышенная деятельность надпочечников – отсюда потливость – отсюда агрессивность (адреналин) – отсюда сердцебиение назначили антибиотики от сердечной мышцы. Через месяц у него отказала печень. Начали лечить печень. В итоге у него ни адреналина не осталось, ни печени. Выписали желтым дистрофиком (из мединститута!). Три сеанса разблокирования гипофиза (на все порядка 30 минут) было достаточно чтобы через месяц все прошло. Будучи низкорослым (как и родители), через полгода обогнал всех по возрасту (в итоге – 187 см.), гипофиз важен как генератор роста. Для детей – это самый критический возраст, который, порой, определяет всю их жизнь. Но это «по жизни», а заниматься этим должны профессионалы. Да и вообще – это типично и обыденно для восточной медицины.
    Не ассоциируется ли вам этот случай с происходящим с экономикой?

    3. В. Татура не читал (концепцию перехода от Идеала №1 к Идеалу №2), буду рад если сбросите ссылку.

    4. Весь секрет динамической гармонии – один Идеал (я говорю об экономике пока) – отсутствие любых диспропорций. Подход к этим проблемам в восточной философии довольно сильно отработан как в медицине, так и в управлении.

    5. Да, будет очень интересно почитать вашу Логику Перехода, особенно – что входит в ЛОГИКУ.

    Цитировать
  9. Все это интересно, но надо подождать, когда выйдет книга, чтобы сравнить методики и логику.
    Кстати, в своей работе я также опираюсь на китайский системный метод.

    Работы В.Татура есть в разделе «Институт ноосферного естествознания». Он его директор и, кстати, создатель данного сайта.

    По поводу диспропорций. Кстати.
    Вы, как специалист по подросткам знаете, что сначала их кости растут в длину, затем в ширину и потом в глубину. Поэтому подростки такие неуклюжие, отсюда гадкие утята и комплексы. Это диспропорция?

    Очень интересный случай Вы описали. А это был один такой, или у Вас есть система лечения?

    Цитировать
    • 1. Я не специалист по подросткам, и не медик.
      2. Судьба заставила решать проблемы своих близких. Была возможность почти профессионально изучить акупунктуру, гомеопатию, метод Р.Фолля в составе работающей группы энтузиастов от медицины. Не жалею. Метод Р.Фолля действует РЕАЛЬНО, проверил. Это даже не лечебный метод, а философия. Особенно эффективен с детства, особенно с рождения (ювенильное лечение). Это лечение Будущим из Прошлого, в том смысле, что учитываются недостатки конституциональных типов родителей.
      3. Насчет развития костей всех таких подробностей не знаю. Но знаю точно механизм созидания – он задается диспропорциями (программно). Просто развитие идет от наиболее важных моментов к менее существенным (не помню научное название этой закономерности). Собственные наблюдения подтвердили – в ювенальном возрасте надо отслеживать детей на предмет квантовых переходов по моментам развития. Да – это диспропорция (развитие как и болезнь (развитие наоборот) – диспропорция), и если вы правильно поняли мою статью посвященную методу Р.Фолля, из-за квантовой природы переходов дети могут «застрять» в развитии из-за необеспеченности энергетики по-моменту. Это может быть и костные нарушения (рост) и банальный инфантилизм и другое. Кстати, никакие томографы – эти моменты не обнаружат! Томографы это дорогой затратный инструмент Прошлого (проверить печень отвалилась или нет). Метод Р.Фолля – это сигнал из Будущего.
      (Кстати, редакция АТ не опубликовала мою статью по термодинамике А.И. Вейника и гомеопатии, но вам будет интересно почитать, я думаю, поскольку это касается свойств вакуума в неожиданной плоскости – как хранилище информации на большую «глубину». Объяснение четкое, под физическим углом зрения, этому явлению я нашел только в представлениях А.И. Вейника. Над этими представлениями (аспект Времени) в экономической плоскости сейчас и работаю. ( «Периодические процессы в эвалектических пентадах», http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10860.html)).
      4. Мы ушли в сторону от темы «Русская идея». Предлагаю тайм-аут на какое-то время. Впрочем действительно вы правы – дождемся Логики Перехода и обсудим.

      Цитировать
  10. Уведомление: Русская идея. Первые итоги дискуссии | Блог Сергея Сухоноса

  11. Уважаемый Сергей Иванович!
    Я только вчера зарегистрировалась на портале «Академия Тринитаризма». Меня всегда останавливало отсутствие в ней Форума. Но оказалось, что можно кое-что писать в комментариях. И еще найти блог автора, с которым важно подискутировать, и обратиться к нему на его блоге. Меня заинтересовал поиск «Русской идем» . Особенно в её НАДНАЦИОНАЛЬНОМ ПОНИМАНИИ. Для меня, как статистика, специалиста по социально=экономическим показателям – такое понимание сродни представлению о необходимости СКВОЗНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ для всех подсистем – частей ЦЕЛОГО. Если взять человечество, как ЦЕЛОЕ ( в тем более и его представить как часть ЗВЕЗДНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – по акад. Левашову), то ВЫСШАЯ РУССКАЯ ИДЕЯ, имеющая сквозной характер, представляется мне такой

    Космизм, Творчество, Добродействие

    Дело в том, что я автор
    - Идеологии Высших Целей (Добродействия),
    - новой нравственной Экономики полезных результатов (Добродействия),
    - новой системы целевых показателей, как вы выражения новой МЪРЫ оценки результатов работы производства с позиции выгоды Пользователя – человека, общества и Природы (сейчас применяется ложная мера – ПРИБЫЛЬ и Деньги, выражающие выгоду Торгаша),
    а также проекта систематизации Единых Законов Мироздания с выводом Закона Высшей целесообразности.

    Собственно всё это я строю на Божественной Дихотомии и Тринитаризме. В Божественной Дихотомии противоположности ДОПОЛНЯЮТ друг друга, как дополняют друг друга в семье мужчина и женщина.

    Начала я с экономики. С открытия показателей, которые заинтересовывают производство в поддержке ТВОРЧЕСТВА, как быстром освоении всех достижений НТП – результатов открытий и изобретения творческих людей. А вот доказывая свои экономические новации, перешла к политэкономии, системному анализу и предложениям по Новому Миропониманию.
    Познакомьтесь пожалуйста с моими работами
    С надеждой на Ваше Добромыслие

    Цитировать
  12. Уважаемый Сергей Иванович!
    Честно признаюсь, что я предложила свою триаду «Космизм, Творчество, Добродействие» вчера, прочитав Вашу формулировку «Русской Идеи», оттолкнувшись от неё. Потому что ДОБРОДЕЙСТВИЕ и ТВОРЧЕСТВО – это для меня непререкаемые высшие, скозные идеи для Светлого будущего России и всего человечества.

    Есть Вечный Двигатель!
    Он вечно с нами.
    То Разум человеческий и Труд.
    Содружество их ТВОРЧЕСТВОМ зовут.
    А ТВОРЧЕСТВО только таким бывает:
    Чем больше черпаешь -
    Тем больше прибывает.

    1995

    Но я не решалась до прошлого года дополнять эту дихотомию понятием Комического Мировоззрения.
    Правда, так именно – как Высшую цель человечества – я вводила еще в 1996 г. создание НООСФЕРЫ. Но ознакомившись с работами акад Н.В. Левашова, я подняла планку гораздо выше – до космических высот, сформулировав внешнюю Высшую Цель человечества, как воссоединение с нашими создателями в лице высших светлых сил Мироздания – звездного человечества, возвращение в лоно звездного человечества .

    А Вы коротко, по работам наших русских мыслителей-космистов, приняли в состав триады «Русской идеи» , идею КОСМИЗМА. Это очень подошло для сформулированной мною триады целей . Может, правда, Вы понимаете под «космизмом» что-то другое? И вам дорого понятие «соборность»?

    Дискуссию я прочитала. Но мне подошло для отклика только Ваше предложение. Остальное отвлекает от темы. Я против ненужных отклонений от основной обсуждаемой темы, излишней научной углубленности, лишних научных терминов. Стараюсь их не употреблять.
    Руководствуюсь при этом басней И.А. Крылова «Водолазы. Они длинная. Но там всё по делу.

    ВОДОЛАЗЫ

    Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
    Не более ль вреда, чем пользы, от наук?
    Не расслабляет ли сердец и рук
    Ученье?
    И не разумнее ль поступит он,
    Когда ученых всех из царства вышлет вон?

    Но так как этот царь, свой украшая трон,
    Душою всей радел своих народов счастью
    И для того
    Не делал ничего
    По прихоти, иль по пристрастью,—
    То приказал собрать совет,
    В котором всякий бы, хоть слогом не кудрявым,
    Но с толком лишь согласно здравым
    Свое представил: да, иль нет;
    То есть, ученым вон из царства убираться,
    Или по-прежнему в том царстве оставаться?

    Однако ж как совет ни толковал:
    Кто сам свой голос подавал,
    Кто голос подавал работы секретарской,
    Всяк только дело затемнял
    И в нерешимости запутывал ум царской.

    Кто говорил, что неученье тьма;
    Что не дал бы нам бог ума,
    Ни дара постигать вещей небесных,
    Когда бы он хотел,
    Чтоб человек не боле разумел
    Животных бессловесных,
    И что, согласно с целью сей,
    Ученье к счастию ведет людей.

    Другие утверждали,
    Что люди от наук лишь только хуже стали:
    Что всё ученье бред,
    Что от него лишь нравам вред,
    И что, за просвещеньем вслед,
    Сильнейшие на свете царства пали.

    Короче: с обеи́х сторон,
    И дело выводя и вздоры,
    Бумаги исписали горы,
    А о науках спор остался не решен.

    Царь сделал более. Созвав отвсюду он
    Разумников, из них установил собранье
    И о науках спор им предложил на суд.
    Но способ был и этот худ,
    Затем, что царь им дал большое содержанье:

    Так в голосах между собой разлад
    Для них был настоящий клад;

    И если бы им волю дали,
    Они б доныне толковали
    Да жалованье брали.
    Но так как царь казною не шутил,
    То он, приметя то, их скоро распустил.
    Меж тем час-от-часу впадал в сомненье боле.

    Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в поле,
    И видит пред собой
    Пустынника, с седою бородой
    И с книгою в руках большой.

    Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
    Приветливость и доброта
    Улыбкою его украсили уста,
    А на челе следы глубокой видны думы.

    Монарх с пустынником вступает в разговор
    И, видя в нем познания несчетны,
    Он просит мудреца решить тот важный спор:
    Науки более ль полезны или вредны?

    «Царь!» старец отвечал: «позволь, чтоб пред тобой
    Открыл я притчею простой,
    Что́ размышленья мне внушили многолетны».
    И, с мыслями собравшись, начал так:

    «На берегу, близ моря,
    Жил в Индии рыбак;
    Проведши долгий век и бедности, и горя,
    Он умер и троих оставил сыновей.

    Но дети, видя,
    Что с нуждою они кормились от сетей
    И ремесло отцовско ненавидя,
    Брать дань богатее задумали с морей,
    Не рыбой,— жемчугами;
    И, зная плавать и нырять,
    Ту подать доправлять
    Пустились сами.

    Однако ж был успех различен всех троих:
    Один, ленивее других,
    Всегда по берегу скитался;
    Он даже не хотел ни ног мочить своих
    И жемчугу того лишь дожидался,
    Что выбросит к нему волной:
    А с леностью такой
    Едва-едва питался.

    Другой,
    Трудов нимало не жалея,
    И выбирать умея
    Себе по силе глубину,
    Богатых жемчугов нырял искать по дну:
    И жил, всечасно богатея.

    Но третий, алчностью к сокровищам томим,
    Так рассуждал с собой самим:
    «Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
    Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
    Когда бы удалося мне
    Достать морское дно на самой глубине?
    Там горы, может быть, богатств несчетных:
    Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
    Которы стоит лишь достать
    И взять».

    Сей мыслию пленясь, безумец вскоре
    В открытое пустился море,
    И, выбрав, где была чернее глубина,
    В пучину кинулся; но, поглощенный ею,
    За дерзость, не доставши дна,
    Он жизнью заплатил своею.

    «О, царь!» примолвил тут мудрец:
    «Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину,
    Но дерзкий ум находит в нем пучину
    И свой погибельный конец,
    Лишь с разницею тою
    Что часто в гибель он других влечет с собою».


    Недавно прочла такой афоризм «То, что нельзя объяснить простыми словами – чушь.
    Как бы научно это ни звучало.» Арнольд Эрет Он мне понравился.
    Кизуб-Алтухова Нинель Лавровна
    Раддела

    Цитировать

Добавить комментарий